Вот такая статья попалась мне сегодня, захотелось поделиться:
"Что есть культовый фильм?
Вот на днях задался мой знакомый вопросом о смысле жизни. Смысл, это ведь такая тонкая вещь – в конкретике его не найдешь, он есть только в целом, да и то неявно, а все больше намеками да иносказаниями. Приходит он, значит, ко мне, расстроенный, и говорит: «А ну-ка, Паша, скажи, где мне найти смысл жизни».
Как человек киношноориентированый, я, не раздумывая, брякнул: «Пойдем, покажу!» – имея в виду, что покажу фильм, в котором приятель смысл жизни и найдет.
Кино ведь влияет на человека сильнее всего – и звуком, как музыка, и изображением, как картина, и сюжетом, как книга. Сильнее кино нет ничего, разве только десяток-другой таблеток ЛСД. Если и есть на этой планете смысл, то умные режиссеры и сценаристы как раз те люди, что могут нам его показать и объяснить. Что, разве не так?
Но какой фильм выбрать? Приятель мой интересуется своей женой, работой и новой квартирой. В общем-то, как все – ни плохой человек, ни хороший. Обычный такой пятничный зритель, на которого вроде бы кино и делается: сходить с семьей или с друзьями раз в неделю, но чтобы особо в душу не лезло.
Так что, конечно, думал я, нужно выбрать фильм, который бы взял его «изнутри» — обернулся бы как кошка, сначала ласково мурлыкая, а потом коготками его в самое сердце: иначе ничего не дойдет. Ну и уж конечно, только культовые ленты обладают такой силой, чтобы пробить избирательно-прозрачную стенку стереотипов, которую приятель мой, несомненно, поставит прямехонько перед экраном в кинотеатре задолго до начала сеанса. Культовая лента смогла перевернуть сознание поколения – сможет донести что-нибудь и до него.
Как кстати нам попался ретроспективный показ Ридли Скотта! Вот уж мастер делать удачные ленты – иногда даже создается ощущение, что он знает рецепт миропереворачивающих фильмов. Пошли на «Бегущего по лезвию» — самый, пожалуй, «ненамеренно» культовый из культовых фильмов.
Смотрим десять минут. Двадцать. Полчаса. Час. Герой Харрисона Форда на экране в отчаянных муках пытается решить, кто ему друг, кто враг и на чьей стороне правда, а герой Рутгера Хауэра, андроид Рой, ожесточенно ищет спасения для себя и своих друзей. И самое главное – по ходу сюжета развивается идея о существовании двух одинаково верных точек зрения на один и тот же вопрос. Казалось бы, вот он: катарсис, понимание чего-то…!
Но нет. Фильм досмотрен, Декард узнал о своем репликантстве, нашел любовь, а мой знакомый узнал, что потратил два часа зря. На лице явно разочарование и отрицание как бы то ни было достоинств фильма. Что такое, черт возьми?
И тут я понял. Чуть-чуть не подскочил на месте. А ведь этот зритель, который сидит рядом со мной – он ни в чем не сомневается. И тот, что спереди сидит – тоже не сомневается, и тот, сзади, который все время ругается, что я головой своей загораживаю экран – тоже не сомневается. И пофиг ему совершенно, что Скотт, фильм снимавший, расставляет какие-то свои акценты в фильме, Форд – свои, а сюжет по книге Дика волей-неволей тянет что-то свое. И на все остальное ему тоже пофиг. А кому пофиг – тот не сомневается.
-Эх, ты, Паша, дурак! – говорит мне знакомый под финальные титры – фильм про добро и зло. Какой же там смысл жизни? Пойду я на рыбалку.
И возразить-то ему нечего. А знаете, почему? Потому что нынешние режиссеры – что наши, что американские, что европейцы, в большинстве своем бывшие клипмейкеры, тоже привыкли ни в чем не сомневаться. Так просто удобнее – работать быстрее и эффективнее получается, все по продюсерскому графику. И фильмы делают похожие на кругляшок – как ни возьми, как ни крути – он весь такой прочный, облизанный и понятный. Тяп – «Ночной дозор», ляп – «Возвращение супермена», ну а если мало – вот вам четкий и понятный «Парфюмер» с не вызывающим разногласий «Кликом» в придачу. И волей-неволей человек за просмотром таких фильмов проникнется идеей, что все просто и понятно, что «там» уже все решили и что окончательную истину уже нашли. Только смысл ему от этого ближе не станет. Никакой смысл: ни красоты, ни счастья, ни даже его собственной жизни."
Источник -
http://www.ilovecinema.ru/blog/14074/